Поздравляем всех с праздником, днем памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. Всем хочется пожелать здоровья, милости Божией и помощи нашего дорогого и любимого святителя.
В иконографии святитель изображается в митре или без, говорят, что в митре, значит — зимний, без митры — летний. Но митра, которая олицетворяет собой Терновый Венец Христа, как головной убор архиерев появилась только после падения Константинополя, в 1453 году Патриарх Константинопольских стал одевать ее во время богослужений.
Так же с 1453 года Патриарх Константинопольских стал совершать Литургию в сакосе — дорогой расшитой одежде, сверху которой одевлся Великий омофор — длинная широкая лента с изображениями крестов , огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим — на спину. Омофор надевается поверх сакоса и символизирует овцу, заблудшую и принесённую добрым пастырем на плечах в дом
Святитель Николай тоже изображается в сакосе с омофором, хотя понятно, что при жизни он ни когда в таком облачении не служил. Во времена святителя облачение епископа практически не отличалось от священников, не было набедренника, палицы, камилавки, посоха, поручей, священники не носили на груди Крест, а епископы — Панагию, даже фелонь имела другой вид, она была круглой и покрывала все тело, имела отверстие для головы, ложась на плечи, свисала до земли. Фелонь символизирует хламиду и вретище, в которую одевался Спаситель в земной жизни, а кроме того, символизирует багряницу, в которую одели Иисуса Христа воины во время суда у Пилата. В России верхние оплечия фелони стали делать твёрдыми и высокими, так что задний верхний край фелони в виде усечённого треугольника или трапеции стал возвышаться теперь над плечами священнослужителя.
Кроме того, всегда священники и епископы одевали епитрахиль, которая символизирует благодатные дарования иерея как священнослужителя. Без епитрахили священник и епископ не могут священнодействовать. Спереди на епитрахили нашиваются три пары крестов на обеих его половинах. Это символизирует, что иерей может совершать шесть церковных таинств, седьмой крест нашивается на той части епитрахили, что находится на шее под затылком, это символизирует, что священник принял своё священство от епископа и подвластен ему, а также то, что он несёт на себе бремя служения Христу.
Поэтому на современных иконах святителя одевают не как это было исторически, а в современные архиерейские облачения. Сегодня сакос, набедренник, палица, митра и омофор — элементы облачения любого архиерея, а в руках — посох — знак церковной власти епископа или настоятеля монастыря.
Митра и сакос были царскими одеждами, и после падения Империи Патриарх Константинопольский взял хранить символы царской власти.